Самые посещаемые города Непала, к сожалению, совсем испорчены туризмом. Очень сложно в них встретить человека любого возраста, который не смотрел бы на тебя, как на мешок с деньгами, из которого, если постараться, можно что-нибудь вытрясти.
Особые цены для иностранцев
В Непале всё время сталкиваешься с каким-нибудь мелким обманом. Чаще всего это касается завышения цен для туристов, но так как в Непале всё очень дёшево, часто турист может и не догадаться, что цена, которую он платит, завышена в 3-4 раза.
Ещё один популярный способ собирания денег с иностранцев — требование платы за то, что бесплатно для местных жителей, и, согласно здравому смыслу, должно быть бесплатно для всех.
Например: вход в действующий буддистский храмовый комплекс Сваямбунатх, вход на площадь Дурбар в Катманду или вход в центр города (!) Бхактапур. При этом цены для туристов на просмотр всех этих достопримечательностей просто невероятно высоки по непальским меркам.
Обман наивно-наглый
Некоторые товарищи, наверное, надеются на доброе сердце иностранца и обманывают, несмотря на то, что понимают, что вскоре обман раскроется.
Однажды мы выбирали гостиницу в посёлке на горе Нагаркот, рассчитывая задержаться в нём на 5 дней, в то время как обычно туристы не остаются в городке дольше, чем на одну ночь. Одним из главных критериев выбора гостиницы было наличие там генератора, ведь в Непале каждый день отключают электричество, а в тот период времени нам был необходим ежевечерний доступ в Интернет. Хозяин гостиницы подтвердил, что генератор у него имеется, и, договорившись о цене, мы заплатили за все 5 ночей.
И вот, наступил вечер и Непал, как всегда, погрузился во тьму. Но звука работающего генератора в нашей гостинице мы так и не услышали. На вопрос владельцу, в чём же дело, мы получили гениальный ответ: «А генератор сломан». И правда! Ведь мы спрашивали, есть ли генератор. А он есть. Не работает, правда…
Дети
Не отстают от взрослых и непальские дети — завидев иностранца, требуют рупию или шоколадку. Однажды мы шли по сельской непальской дороге, а за нами следом — две маленькие девочки. В тот раз можно было наблюдать, как они постепенно и робко преодолевают стеснение, чтобы попросить у нас рупию. Такое впечатление, что это было не их личное желание, а появившийся откуда-то и подсмотренный у кого-то шаблон поведения «видишь иностранца — проси денег».
Мы решили этот шаблон немного порушить и изобрели способ поставить детей, просящих шоколадку или рупию, в тупик. Нужно лишь повернуться к маленькому наглецу и на его «One rupee» («одну рупию!») протянуть руку и сказать «Ten rupee!» («Десять рупий»). Потом можно начать дёргать ребёнка за рукава, одежду, выпрашивая у него десять, двадцать или сто рупий, начать плакать. Вам весело, ребёнок в шоке.
Профессиональные попрошайки
Но не стоит путать обычных непальских детей, выпрашивающих деньги или сладости, с профессиональными малолетними попрошайками. Банды этих детей обычно орудуют в самых туристических кварталах города и действуют по одной из заготовленных схем.
На улице дети-попрошайки выбирают жертву-туриста и пристают к нему, показывая, как они несчастны и голодны. Если сердобольный турист соглашается накормить ребёнка, тот отводит его в один из магазинов и выбирает какой-нибудь дорогой товар, который наивный турист оплачивает. После этого товар возвращается обратно на полку магазина, а попрошайка получает деньги.
Единственное, что мы не поняли — это как попрошайки получают деньги за товар и есть ли какие-то посредники между ними и магазинами. Если вы знаете подробности этой схемы — напишите в комментариях :) !
История № 1, которая произошла с нами:
Мы гуляли по Тамелю (туристическому кварталу Катманду) и к нам подошёл ребёнок — грязный, чуть не плачет, показывает на рот (есть хочет) и бормочет: «Бисквит, бисквит…». Страдальчески кривил лицо он знатно, и, поначалу попытавшись отвязаться, мы всё-таки подумали: «а вдруг и правда хочет есть?». «Бисквииит» — продолжал мямлить попрошайка.
В Тамеле есть пекарни-кафе с отменной выпечкой, и мы решили, что раз ребёнок так хочет есть, то будет рад какой-нибудь булочке оттуда. Но это предложение вызвало у попрошайки истерику: «БИСКВИИИТ!» — завопил он и потащил нас прочь от пекарни и поближе к магазину.
Здесь нам уже стало любопытно. «Окей» — сказали мы и пошли следом за попрошайкой по прозвищу Бисквит в магазин для туристов. Там Бисквит выбрал очень дорогие сладости и очень дорогое сухое молоко — продукты, которые, кажется, не так уж здорово утоляют голод.
Конечно, ничего из этого мы не купили и постарались поскорее скрыться с глаз Бисквита. Но не тут-то было: попрошайка продолжал преследовать нас, плакать навзрыд, показывать на рот и орать «бисквииит». Всё продолжалось около часа, за это время Бисквит нам успел изрядно надоесть, а местные рикши и владельцы магазинов одежды, завидев Бисквита, норовили дать ему затрещину.
В конце концов, в одной из булочных мы всё-таки купили багет и предложили попрошайке. Обиды сильнее, чем его, свет не видывал. Пришлось есть багет самим.
На следующий день мы снова встретили Бисквита: он был весел и бодр и общался с нами, как с лучшими друзьями.
В один из дней, сидя на втором этаже кафе, мы сверху наблюдали за улицами Тамеля. Шайка из детей-попрошаек ошивалась у магазина в поисках жертв, был среди них и Бисквит. И тут мы узнали грустную причину всего происходящего: все дети нюхают клей! Прямо как российские беспризорники: по-привычному, из пакетов.
История №2:
На улице древнего города Бхактапур к нам подошёл мальчик из группы детей и рассказал трогательную историю о том, как он хочет учиться, но денег на учебники в его семье нет, а в школе их не выдают. И не могли бы мы купить ему учебник английского вооон в том магазинчике.
Конечно, про схему с учебниками, которая повторяет схему с продуктами, мы уже знали.
И тогда мы стали общаться с детьми…
Из дневника:
…Мы вдоволь наговорились с ними, рассказали, что приехали с острова в Тихом океане под названием Кыргызтан, предложили им не париться с книжками, а сразу купить по тюбику клея каждому. Рассказали, что на нашем острове нюхают клей все, в том числе и президент. Однако детишки активно размахивали руками и уверяли нас, что нюхать клей — это страшное зло. И нужны им лишь школьные учебники…
В одном из посещённых нами непальских городов мы познакомились с владельцем ресторана, куда ходили обедать. Владелец оказался на редкость приятным непальцем, который не хотел стрясти с нас побольше денег. Казалось, что ему было стыдно за всех тех его соотечественников, которые обманули нас за время путешествия, и он с грустью признавал, что, посетив Непал, не многие иностранцы хотят вернуться, и причина — повсеместный обман. Кроме этого, он рассказал, что непальцы сами становятся жертвами обмана, как только пересекают границу с Индией. Так что закончил наш разговор ресторатор фразой вроде: «Это вы ещё в Индии не были…». И как он был прав!
Нам как-то попрошайки не попадались в Катманду, но гуляли мы там в компании в 4 человека, а потом после трека было сильно дождливо ))) и видмо никому на улицу не хотелось
[Ответить]
masha:
Май 28th, 2014 в 09:57
Может, они только в сезон активизируются)!
[Ответить]
М..да, ну и люди. Значит мое убеждение, что с непальцами лучше не иметь дело — оказалось правым! Жутко агрессивные и назойливые людишки, пытающиеся всегда тебя развести…Так хочется в Гималаи, но так не хочется вступать в диалог с этим народом.
[Ответить]
masha:
Май 28th, 2014 в 09:56
Думаю, чтобы непальцы понравились, нужно ехать в нетуристические места. Вот один наш знакомый путешествовал по Непалу автостопом, заезжал в деревеньки, смотрел, как и чем живут люди, далёкие от туристической индустрии. Остался очень доволен. Но вот если в трек идти, то тут по-любому придётся столкнуться со всем описанным надуриловом :(
[Ответить]
Здорово вы их! История 2 повеселила — отличные ответы. Да, попрошайки бывает достают, но мне показалось, что если жить в одном месте подольше и знать все эти разводы, то напряжение уходит. И вообще, когда слышал обо всех этих разводах, меньше пристают, это как оберег или что-то в человеке меняется и он видом своим показывает, что ничего от него попрошайке получить не удастся.
В Индии меня также пытался развести 4 летний уроженец Раджастана, завести в магазин, где я закупился бы по цене выше обычной. Мне кажется посредников между владельцами магазинов и детьми нет — они получат свои несколько рупий, когда вы уйдёте, по-моему, всегда такая схема была. Там даже передача товара ребёнку и его возврат в магазин были не нужны, они приходят в магазин и требуют своё.
[Ответить]
indibrod:
Июнь 1st, 2014 в 19:50
Наверное, самый лучший способ отвязаться — просто игнорировать. Если заговорить — всё, пристанет и не отстанет, как наш Бисквит.
Кстати, может, и правда они получают деньги за то, что привели покупателя… Какой маркетинговый ход! От этого становится ещё противнее. Мы знали, что так делают рикши, но про беспризорников почему-то думали другое.
[Ответить]
Жаль конечно, что такое отношение к иностранцам. С другой стороны для них мы — всего лишь доход и источник заработка. А, как известно, хочешь жить, умей… Ну вы сами знаете что. Каждый крутится, как может. Но вы молодцы! свои инетресы вполне себе отстояли.
[Ответить]
masha:
Июнь 1st, 2014 в 22:28
Одно хорошо: приезжаешь в Россию после таких надурительных стран и думаешь: «Какие у нас люди чудесные» :D
[Ответить]
Думаю надо просто принимать их такими, как они есть.. да и самим быть собою… и все будет нормально =)
[Ответить]
masha:
Ноябрь 17th, 2014 в 08:48
чтобы спокойно принимать их такими, какие они есть, самим нужно быть как минимум немного просветлёнными :)
[Ответить]
А на каком вы языке в Непале общались с местным населением?
[Ответить]
bakuchelli:
Январь 30th, 2015 в 12:07
в туристических местах все более-менее говорят по-английски, так что проблем не было! если забираться куда-то поглубже, в какие-нибудь деревушки — там уж на языке жестов)
[Ответить]
Очень познавательная статья. Думаю, что такое твориться не только в Непале. Особые цены для туристов, мне кажется, есть везде.
[Ответить]
indibrod:
Январь 14th, 2019 в 15:33
…кроме развитых стран :)
[Ответить]
u1xx3p
[Ответить]